Анализ результатов ЕГЭ по литературе и методические рекомендации
Традиционно в структуру ЕГЭ по литературе в 2019 включены задания базового, повышенного и высокого уровня. С заданиями базового уровня участники экзамена справились на 88,2 %. В целом процент выполнения заданий базового уровня сложности по прозаическому тексту составил 86 % (в 2018 году -71,4%). С заданием № 4 на знание художественного текста (проза) справились– 72 %, лучше всего справились с вопросами по теории литературы (№ 1 – 76 %, № 6 – 82 %, № 7- 70 %). Средний процент выполнения заданий базового уровня по лирическому тексту превысил показатели по прозе на 4,4 % Хуже в работе с лирическим текстом справились в задании № 10 – 60 %, связанным с определением литературоведческого термина, лучше всего – с заданиями по теории стиха (№12,13, 14) – 74%. Задания повышенного уровня (№ 8) по прозаическому тексту по критерию «Соответствие ответа заданию» выполнены в среднем на 60%, «Привлечение текста произведения для аргументации» - на 83 %, «Логичность и соблюдение речевых норм» - на 68 %. Это говорит о том, что при создании связного ответа на вопрос больше половины выпускников допускают логические и речевые ошибки. Та же тенденция (66 % - по речи) прослеживается и в работах по лирическому тексту (№ 15), хотя процент выполнения по первым двум критериям выше, чем по прозаическому тексту: 85 % и 81 %. Выполнение задания повышенного уровня на сопоставление прозы и лирики (№ 9 и 16) уступают по качеству выполнения заданиям № 8 и 15. В целом сопоставление прозаических произведений выполнено на 75 %, лирических - на 57 %. Качество сравнения по прозе превосходит сравнение по лирике, вероятно, потому, что связано напрямую с критерием «Привлечение текста произведения для аргументации» - 63,5 % и 60,5 %. Экзаменуемые недостаточно хорошо помнят поэтические тексты, затрудняются подобрать нужный контекст, иногда ограничиваются общими рассуждениями о лирическом произведении. И в этих заданиях качество речи составляет невысокий процент – 49 %. Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показал, что выявленные основные недочеты соответствуют проблемам прошлых лет. Далеко не все выпускники на высоком уровне владеют навыками анализа художественного текста, позволяющими выявить авторский замысел и различные средства его воплощения, могут точно определять мотивы поступков героев и сущность конфликта в произведении согласно требованиям, предъявляемым к данной работе, написать развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента, о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков. Задание высокой степени сложности (17.1, 17.2, 17.3, 17.4) предполагает выбор выпускником одного из предложенных проблемных вопросов и полноформатного развернутого высказывания на литературную тему (в объеме не менее 200 слов). Работа такого типа дает возможность выпускнику выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя. Поэтому данная работа имеет явное балловое преимущество: максимально можно получить 14 баллов. Понимание формулировки темы сочинения - важнейшее условие успешного выполнения задания 17. Минимально достаточным считается умение понять содержание темы и по ключевым словам выявить расставленные в ней смысловые акценты, а затем создать рассуждение, аргументируя основные тезисы высказывания. Неумение выпускников глубоко и многосторонне понимать формулировку темы приводит к существенным нарушениям в построении собственного высказывания. В целом по критериям задания №17.1-17.4 экзаменуемые продемонстрировали в 2019 средний процент выполнения – 53,8 % . Глубину и самостоятельность понимания проблемы, отраженной в вопросе, точность формулировки собственной позиции, правильность выдвигаемых тезисов с соответствующими аргументами, знания проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения, отсутствие фактических ошибок продемонстрировали 68 %. Анализ выполнения заданий показывает, что в 2019, как и в 2018 году (88,9 %), низким является процент выполнения по 5 критерию (следование нормам речи) – 55,33 %. По критерию «Привлечение текста произведения для аргументации» средний процент выполнения – 53,33 %, по критерию «Опора на теоретико-литературные понятия» - 60 %, «Композиционная цельность и логичность» - 64,67 %. Не все участники экзамена в достаточной мере привлекают текст художественного произведения, прибегают к «приблизительному» пересказу и не приводят необходимых комментариев, допускают фактические ошибки, неточно цитируют .
              Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показал, что выявленные основные недочеты соответствуют проблемам прошлых лет. Далеко не все выпускники на высоком уровне владеют навыками анализа художественного текста, позволяющими выявить авторский замысел и различные средства его воплощения, могут точно определять мотивы поступков героев и сущность конфликта в произведении согласно требованиям, предъявляемым к данной работе, написать развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента, о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков. Не всегда экзаменуемые дают прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию. Многие выпускники упрощенно понимали поставленные вопросы, подменяли рассуждения пересказом текста или представляли поверхностные суждения, которые не имели достаточной аргументации, допускали фактические ошибки. В некоторых работах наблюдалась подмена проблемы, склонность к общим рассуждениям без опоры на произведение. Не все ученики достаточно хорошо ориентируются в пространстве произведений, что ведет к неубедительной аргументации ответов. Характерным недочетом выполнения заданий, требующих привлечения литературного контекста, явилось построение неудачных или поверхностных сопоставлений, искажение трактовки вопроса. В ряде работ литературный контекст указывался неполно (без фамилий авторов или без названия произведений). Далеко не все выпускники владеют механизмами сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, могут самостоятельно определять основания для сопоставления. Наиболее типичным недостатком сочинений является неумение осмыслить авторскую позицию и выявить средства ее воплощения. Осмысление понятия «позиция автора», умение ее раскрыть оказывается важнейшим условием успешности выполнения задания.    Результаты выполнения заданий базового уровня (№1-7, 10-14) показывает, что не все выпускники обладают достаточными литературоведческими знаниями, затрудняются подобрать необходимый термин, испытывают сложности при соотнесении понятий и художественных явлений, недостаточно хорошо знают историю литературы и осведомлены в культурных процессах и явлениях, не имеют полного представления о направлениях и течениях в литературе, не всегда понимают родовые и жанровые особенности произведений. Работа с лирическим текстом по-прежнему вызывает у участников ЕГЭ ряд затруднений, связанных с определением и классификацией изобразительновыразительных средств, знанием художественных направлений.  

ВЫВОДЫ: Анализ выполнения экзаменационных работ показал, что по-прежнему являются актуальными некоторые проблемы: недостаточность у экзаменуемых уровня владения сведениями по истории литературы; частичная сформированность умений и навыков, связанных с анализом художественного произведения (понимание и интерпретация художественного текста, сопоставление его с произведениями других авторов, выделение общих свойств произведения одного жанра и различение индивидуального своеобразия писателя в его пределах, создание собственного логически цельного речевого высказывания, ясного и точного выражения мысли); качество владения приемами и методами сравнительного анализа текстов; затруднения в работе с лирическим произведением, вызванные художественной спецификой такого текста; неполная сформированность умений, позволяющих выявлять особенности поэтики автора, видов и функций выразительных средств, элементов художественной формы; знание наизусть выпускниками достаточного количества поэтических текстов; узость читательского кругозора школьников; невысокий уровень речевой грамотности выпускников. Важнейшими предпосылками высокого процента выполнения заданий по литературе следует считать: хорошее знание содержания текстов произведений, определяемых КИМ, в том числе и наизусть; умение соотнести работу с критериями ее оценивания; готовность работать с текстами, не указанными в КИМ; знание законов поэтической речи и умение работать с лирическим текстом; умение анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве его формы и содержания (на инструментальном уровне использовать термины и понятия при анализе произведений, демонстрировать глубину понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст в единстве его формы и содержания); сформированность навыков сопоставительного анализа литературных произведений, явлений и фактов с опорой на общее представление об историко-культурном контексте, понимание их места и роли в историколитературном процессе (умение включать произведение в разнообразные историко-литературные связи, анализировать произведение в широком историко-культурном и литературном контексте, выдвигать основания для сопоставления и др.); навык написания как небольших творческих работ по предлагаемой проблеме развернутого характера, так и аргументированных ответов в жанре сочинения на литературную тему (выстраивать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами из текста, соблюдать речевые нормы и др.); соблюдение речевых норм русского языка при написании развернутых ответов; высокий уровень сформированности метапредметных и предметных компетенций.
 РЕКОМЕНДАЦИИ
 1. В целях повышения качества подготовки к ОГЭ по литературе руководителям ОО рекомендовать факультатив для учащихся, готовящихся к сдаче экзамена, создать возможность для проведения учителями -словесниками системы консультаций для участников ЕГЭ.
 2. Для системной работы по подготовке к ЕГЭ по литературе предлагается использовать спецкурсы «Подготовка к ЕГЭ по литературе» и «Искусство анализа художественного текста»
  3. Руководителям МО включить в план работы анализ результатов экзамена в 2019 году и запланировать заседания, посвященные проблемам подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе: «Методика изучения истории и теории литературы в школе», «Особенности изучения лирического текста на уроках литературы», «Технология сопоставительного анализа художественных текстов», «Особенности привлечения художественного текста для аргументации в письменных работах», «Система работы над речевой грамотностью обучающихся».
 4. Систематизировать повторение истории и теории литературы, стремиться к расширению понятийного аппарата учащихся, развитию и совершенствованию их аналитических навыков.
 5. Уделять должное внимание на уроках литературы обсуждению вопросов проблемного характера, формировать у учащихся умения определять авторскую позицию, выражать собственную точку зрения и находить соответствующую аргументацию в тексте.
 6. Активнее включать в учебную деятельность элементы сопоставительного анализа художественных произведений, расширенно привлекать в работе литературный контекст; формировать умения давать содержательное обоснование для сравнения.
 7. Целенаправленно развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную); развивать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезисы, аргументы и делать выводы
 8. Шире использовать в системе преподавания литературы письменные задания, ориентированные на формат работ ЕГЭ.
 9. В процессе подготовки к ЕГЭ особое внимание уделять повторению материала по литературе за 5-9 классы, который входит в содержание кодификатора.
 10. В старших классах  системно работать над формированием историко - и теоретико-литературных знаний, включающих повторение истории и теории литературы.
 11. Уделять особое внимание урокам, посвященным изучению поэтических произведений, работе с поэтическими текстами с учетом художественных особенностей лирики.
 12. В системе преподавания литературы в школе обязательно включать практику заучивания текстов разных родов и жанров наизусть согласно программе по литературе. 13. Контролировать систему специальных уроков на так называемые «обучающие» сочинения (начиная с 5 класса), а также уделять должное внимание аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся
 14. Расширять читательский опыт и кругозор школьников, формировать у учащихся навык «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.                         
                                                                           Руководитель РМО:Резяпова З.А.

 
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map