Главная » Статьи » РМЦ » Памятка по созданию образовательной программы

Памятка по созданию образовательной программы

       Скачать файл

   В связи с тем, что основным механизмом  введения стандарта второго поколения становится основная образовательная программа (приказы Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. №1897 и от 17 мая 2012г. №413), значение приобретает управленческая задача, связанная с проектированием и реализацией данного документа на каждой ступени обучения.        Кроме того, в числе значимых документов и материалов определены:

  • План введения ФГОС, который должен действовать  в каждом образовательном учреждении;
  • Уставы и должностные инструкции, приведенные в соответствие с требованиями ФГОС;
  • Договоры о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, которые заключаются для организации внеурочной деятельности;
  • Локальные акты по вопросам организации системы внутришкольного контроля;
  • Договоры о предоставлении общего образования, которые заключаются с родителями школьников.

 

       Основная образовательная программа общего образования (далее -ООП) разрабатывается каждым ОУ в соответствии с требованиями, определенным стандартом второго поколения. На ступенях общего образования этот документ определяет цели, планируемые результаты, содержание, организацию образовательного процесса и направлен на:

 - формирование общей культуры обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

 - формирование умений использовать научные методы познания окружающего мира, направленности на творчество и инновационную деятельность.

В соответствии со стандартом второго поколения ООП предусматривает достижение следующих результатов образования:

 - личностные: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации: ценностно- смысловые установки, отражающие индивидуально- личностные позиции обучающихся;

- метапредметные: включающие освоенные обучающимися  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

-  предметные: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        Целью реализации ООП является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками начальной и основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями школьника, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

      Требования ФГОС позволяют сформулировать следующие показатели эффективности разработки и реализации ООП:

  1. Документ разработан в соотношении 80 (обязательная часть)/ 20 (часть, формируемая участниками образовательного процесса)- для начальной школы, 70/30- для основной школы, 2/3 и 1/3- для средней школы и включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
  2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП спроектированы в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

            Напоминаем, что ООП каждой ступени обучения основного общего образования включает в себя три раздела:

  1. целевой, который имеет: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП конкретной ступени общего образования;
  2. содержательный,  который включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов, в том числе: программу формирования (развития) УУД; программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности; программы духовно-нравственного развития и воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (в начальной школе), программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы;

 

  1. Организационного, в структуру которого входят: учебный план и план внеурочной деятельности как основные механизмы реализации ООП; система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.

        При этом на каждой ступени инвариантная структура ООП имеет свои содержательные особенности. Например, в ООП начального общего образования это связано со следующими позициями:

- в пояснительной записке представлена нормативная база, обосновывающая введение ООП, дана общая характеристика  программы, сформированы цели её реализации с учетом ФГОС и используемой системы учебников (завершенных предметных линий), принципы и подходы к формированию универсальных учебных действий (УУД);

- планируемые результаты освоения ООП содержат перечень личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения программы закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности; содержит критериально-оценочную базу, учитывающую требования ФГОС к предметным и метапредметным результатам; обеспечивает комплексный подход к оценочной деятельности школьников; предусматривает использование разнообразных методов и технологий оценивания, форм, взаимно дополняющих друг друга;

- учебный план включает в себя взаимосвязанные части: обязательную (инвариантную) и формируемую участниками образовательного процесса (вариативную); составной частью учебного плана является наличие программно-методического обеспечения;

- в программе формирования УУД описаны ценностные ориентиры, представлены типовые задачи (задания) в процессе освоения каждого учебного предмета, показана связь УУД содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью;

- рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности разработаны на основе примерных программ и направлены на достижение планируемых результатов освоения ООП;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, социализации, профессиональной ориентации,  коррекционной работы включают в себя цели, задачи и содержание образования, направления и формы организации деятельности обучающихся (воспитанников), соответствующие требованиям ФГОС, и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП.

     Действует механизм внесения изменений, дополнений ООП (в первую очередь, разделов, связанных с решением задач тактического характера – созданием рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, программ воспитания, здоровьесбережения, коррекции, профессиональной ориентации).

    ООП определяет общее направление управленческих решений при введении ФГОС:

- основные позиции и установки документа используются в ходе создания и реализации программы развития и подпрограмм; проектов, грантов, конкурсных документов; материалов тактического (локального) характера (годовых планов работы образовательного учреждения; системы внутришкольного контроля; при определении тем методической работы и т.д.);

- промежуточные результаты реализации ООП включают в повестку заседаний советов школ (управляющих, попечительских советов), обсуждают на педагогических советах, совещаниях при директоре, в рамках публичных отчетов  образовательных учреждений;

-  успешность реализации ООП влияет на распределение выплат стимулирующего характера (надбавок и доплат) педагогическим работникам.

 

 На защиту ООП образовательным учреждениям необходимо предоставить целевую и содержательную части образовательной программы.

 

Категория: Памятка по созданию образовательной программы | Добавил: РОО (07.09.2015)
Просмотров: 689
Всего комментариев: 0
avatar
Районная организация Профсоюза работников образования
Районный методический кабинет
abzmetod@yandex.ru

Наш Адрес
Отдел образования администрации МР Абзелиловского района
Адрес: 453620, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Ленина, 39



телефон приемная: (34772) 2-04-56 01.roo@bashkortostan.ru
Карта нашего района
sample map